10:29 

lock Доступ к записи ограничен

marsi
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

10:06 

lock Доступ к записи ограничен

opossum
сумчатый друг
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

09:23 

lock Доступ к записи ограничен

Mort
натуральнее радуги
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

09:08 

lock Доступ к записи ограничен

marsi
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

08:26 

lock Доступ к записи ограничен

marsi
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

03:01 

lock Доступ к записи ограничен

exsomnis
любая сказка всегда о любви, даже если кажется, что о смерти.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

00:16 

lock Доступ к записи ограничен

exsomnis
любая сказка всегда о любви, даже если кажется, что о смерти.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

14:19 

quirischa
администратор
(с капибарой на аватарке)

Недавно состоявшийся в Третьяковской галерее круглый стол был адресован не слишком широкому кругу специалистов по древнерусскому искусству. Однако представленные там результаты технико-технологических исследований икон знаменитого Звенигородского чина в обрывочном виде просочились в интернет и взбудоражили соцсети — дескать, музейщики покусились на авторство Андрея Рублева. Теперь руководство ГТГ и авторы исследований сочли необходимым прокомментировать ситуацию.

Как ни парадоксально, но более или менее достоверное представление о «чернеце Андрее Рублеве» и о его произведениях стало складываться лишь в ХХ веке. До того была лишь легенда, сопровождаемая множеством икон, якобы исполненных этим художником. По мере изучения вопроса большинство псевдорублевских произведений отсеялось, и с тех пор наука оперирует лишь небольшим корпусом памятников конца XIV — начала XV столетия. По поводу них, впрочем, тоже нет абсолютного единодушия специалистов. Искусствоведческая интрига «Рублев или не Рублев?» в некотором смысле бесконечна — как бесконечно и стремление приблизиться к истине.

Именно такое стремление легло в основу нынешнего комплексного исследования трех икон из поясного деисусного чина, известного как Звенигородский чин.

Они были атрибутированы Андрею Рублеву в монографии Игоря Грабаря 1926 года, а в поле зрения ученых впервые оказались немногим ранее — в 1918-м. Никаких летописных или житийных свидетельств о создании этого чина не сохранилось, поэтому вопрос авторства долгое время решался за счет убежденности тех или иных исследователей. Споры длились десятилетиями.

Со временем развитие музейных технологий позволило выявлять прежде недоступное, чем не преминули воспользоваться в Третьяковской галерее и ГосНИИРе (Государственном научно-исследовательском институте реставрации), которые выступили партнерами в деле изучения древнерусских памятников. Новейшие исследования иконы «Святая Троица», которая считается наиболее бесспорным произведением Андрея Рублева, проходили с 2005 по 2014 год, а следом пришла очередь Звенигородского чина. На сопоставлении результатов и строились доклады недавнего круглого стола, никак не претендовавшего, по словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, на создание «атмосферы нездоровой сенсации».

Главный хранитель галереи Татьяна Городкова поведала на встрече о существенном обновлении «приборного парка» благодаря спонсорам, что позволило выработать исследовательский стандарт, соответствующий современным международным. Реставратор и искусствовед Софья Свердлова рассказала о спектре проведенных исследований — сюда входили рентгенограммы, съемки в инфракрасных лучах, макрофотографии, химические анализы. Специалист отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян подробно прокомментировал полученные результаты — избегая, впрочем, категоричных и преждевременных выводов.

Если же говорить о выводах предварительных, то многое в полученных результатах указывает на то, что автором «Христа Вседержителя» был не тот же художник, что и у «Архангела Михаила» и «Апостола Павла». Причем, что самое неожиданное и потенциально самое сенсационное, сравнительный анализ обнаруживает «другую руку» и в случае с «Троицей» — то есть над последней работал еще один, получается, уже третий мастер. Как выразилась Софья Свердлова, «отличия нашли во всех слоях, как в личном, так и в доличном письме». Напрашивается гипотеза о существовании не просто «круга Андрея Рублева», но некоей греко-русской среды изографов того времени — художников высочайшего уровня, скорее всего, общавшихся между собой и иногда работавших совместно, в каких-то комбинациях, над большими заказами. Однако все это пока находится, по словам Зельфиры Трегуловой, на стадии «осторожного предположения».

https://www.kommersant.ru/doc/3336565

@темы: Интересности, История, Новости

13:08 

lock Доступ к записи ограничен

marsi
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

11:14 

lock Доступ к записи ограничен

marsi
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

10:21 

lock Доступ к записи ограничен

marsi
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

09:59 

lock Доступ к записи ограничен

marsi
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

07:07 

quirischa
администратор
(с капибарой на аватарке)

На раскопках в Великом Новгороде впервые нашли необычный амулет XIII века с изображением утки с гребешком. Об этом сообщила старший научный сотрудник кафедры археологии МГУ Любовь Покровская на пресс-конференции в понедельник.

"Птицевидная привеска из бронзы обнаружена на Троицком раскопе в культурном слое начала XIII века", - сказала Покровская, назвав находку уникальной для новгородской земли.

Находка была сделана в срубе на территории небогатой древней усадьбы.

Подобные привески в древности использовались как амулеты, исцеляющие от различных женских недомоганий. Их носили на кожаных ремешках на груди, на поясе и других частях тела.

По словам Покровской, птицевидные привески имеют финно-угорские корни. "Утка в финно-угорской традиции - это прародительница мира", - отметила она.

Ранее такие привески встречались ученым в Приладожье и Поволжье. Однако в Великом Новгороде птицевидный амулет стал первым за все время археологических исследований.

Крупнейший в Великом Новгороде Троицкий раскоп является базовым для Новгородской археологической экспедиции. Он расположен в историческом центре города неподалеку от Кремля. Раскоп с 1973 года ежегодно дает ученым значимые находки.

http://www.interfax.ru/russia/568134

@темы: История, Новости

00:03 

lock Доступ к записи ограничен

opossum
сумчатый друг
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

22:44 

таблетки
Говорят, что телеграм
Заблокируют к херам.
Защищенность и приватность
В нашем обществе - харам.

18:42 

lock Доступ к записи ограничен

Mort
натуральнее радуги
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

11:22 

lock Доступ к записи ограничен

marsi
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

11:17 

lock Доступ к записи ограничен

Линия Мажино
воображаемый друг
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

09:31 

lock Доступ к записи ограничен

marsi
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

03:49 

Rowana
Мы не добрые, мы - светлые. (с)
Грустная песня о том, что написанное в марте стоило или постить сразу же, или не постить вовсе.
Ну, или о том, что в славном граде Питере тепла можно ждать годами)

скоро будет тепло

@темы: стихоумножение, нельзя жалеть

автостопом по @сети

главная